В 1221 году, за два года до битвы на Калке, на Ближнем Востоке достиг кульминации Пятый крестовый поход. Организатор и вдохновитель похода Папа Римский Гонорий III написал архиепископу Трира следующие слова:
- …Как сообщил нам в своем послании преподобный брат наш
Пелагий, епископ Альбано и легат Апостольского престола; царь Давид, которого в просторечие зовут пресвитером Иоанном, муж католический и богобоязненный, вступил с сильным войском в Персию и победил султана Персии на поле боя. Вторгнувшись в его землю и завоевав ее на протяженности 24 дней пути, он завладел в ней множеством укрепленных городов и крепостей и продвинулся вперед из тех краев настолько, что его войско располагается на расстоянии всего лишь 10 дней пути от Багдада, крупнейшего и известнейшего города; где располагается особое местопребывание халифа, то есть
того, кого сарацины зовут своим верховным священником или понтификом.
В страхе перед случившимся султан Халеба, брат султанов Дамаска и Каира, снарядивший своих воинов против христианского войска, которое располагается в Дамиетте; был вынужден обратить их против упомянутого царя.
Сам же Пелагий направил своих вестников в Авигутту, в землю грузин, мужей католических и с могучей армией; вопрошая и заклиная их начать, со своей стороны, войну с сарацинами. Вследствие чего мы уповаем в Господе, что если вышеназванное войско в Дамиетте получит этим летом ожидаемую помощь, то оно легко захватит землю Египта, ведомое божественным содействием; поскольку сарацинские воины, которых согнали отовсюду для
ее защиты, будут вынуждены рассеяться для защиты своей земли со всех сторон.
Из этих строк мы видим что папа римский ожидал открытие «второго фронта» от грузин и от загадочного «царя Давида», успешно громившего Персию. На то, что Гонорий III не выдумал этого персонажа, указывает и письмо участника похода Жака де Витри. В 1221 году епископ Акры описывает проблемы Серафа, правителя царства Халеб :
- …Сераф, услышав о том, что Давид , царь Индий, вторгся в его землю; был вынужден отступить из наших краев вместе со своим войском. Царь же этот, Давид, муж могущественный и воин искусный, по уму изобретательный и в сражениях победоносный; кого Господь
в наши дни воздвигнул быть молотом язычников и истребителем пагубного учения и отвратительных законов неверного Магомета; является тем, кого в просторечие именуют пресвитером Иоанном…
Царь Давид действительно сыграл на руку крестоносцам, захватившим город Дамиетту. А вот с грузинами, по словам епископа, произошёл конфуз:
- Царь Давид … находится на расстоянии пяти дней пути от Багдада и на таком же расстоянии от Мосула. А передовое войско достигло земли грузин, которых оно победило и захватило 40 их крепостей …
Однако царь Давид на помощь не пришёл и Пятый крестовый поход с треском провалился. Крестоносцы отступили от Египта и сдали город Дамиетту.
Примерно через два года в 1223 году к Гонорию III было доставлено письмо от грузинской королевы Русудан, в котором прояснялись некоторые детали провала «второго фронта»:
- Извещаем твое святейшество, что брат мой, король грузин, умер; и что королевство его осталось за мной. Мы просим неотлагательно вашего благословения нам и христианам, нам подвластным. Достигло нас твое великое наставление и распоряжение со стороны легата, бывшего подле Дамиетты, дабы брат мой пришел на помощь к христианам. И он намеревался прийти и готовился это сделать. Но, если вы слышали, те плохие люди, тартары проникли в на-
шу землю и причинили много вреда нашим людям, и истребили шесть тысяч из них. Мы же не остерегались их, думая, что они были христианами. Но после того, как мы поняли, что они не были добрыми христианами; собрав наших мужей, мы поднялись против них и истребили двадцать пять тысяч из них. И многих из них мы взяли в плен, а оставшихся прогнали из нашей земли.
Таким образом, в 1223 году появились две версии об этнониме грозного противника с Востока:
1. Русская – «татары», не дошедшая до западных стран.
2. Грузинская – «тартары», достигшая Запада.
Почему грузинская королева назвала нападавших тартарами неизвестно, но история имела продолжение.