Действительно хорошо продаётся. Сегодня забрал с полки предпоследний экземпляр. Набрал в поисковой системе "Библио-Глобуса" фамилию Балановский - пусто. Но суть не в этом.
ВВЕДЕНИЕ
Авторы данной книги прекрасно осведомлены о том, что принятым в настоящее время в исторической и лингвистической науке является применение термина «арии» лишь по отношению к этносам, говорившим на индоиранских языках. В древнейшихиндоиранских памятниках эти этносы называют себя «арии», что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов. Авторы
также прекрасно осведомлены, что от слова «арии» происходит целый ряд геофафических и этнических названий, например современное название Иран (страна ариев), индийская область Арьяварта, мидийское племя аризанты (племя ариев), сарматское племя аланы (арии) и т.д. и т.п.1
Авторы категорически поддерживают вышеприведенное определение БСЭ (Э.А. Грантовский) и даже не думают его опровергать в приложении к лингвистической парадигме. Тем не менее, поскольку речь идет именно о науке, а не об уставе гарнизонной и караульной службы, то следует согласиться, что и А.А. Клёсов, и К.А. Пензев имеют право на собственное мнение. Эго называется «свобода слова», и мы намерены ею воспользоваться.
Так вот. По мнению авторов, термин «арии», хотя он и связан, как справедливо отмечает Э.А. Грантовский, с индоиранским этнокультурным миром, никакой лингвистической, расовой, этнической или культурной нагрузки практически не несет. Проблемазаключается в следующем. Термин «арии» (фонетическое искажение аланы) - это соционим. Так, аланы,
1 Грантовский Э.А. Арии : ст. // БСЭ.
по словам А.А. Туаллагова, называлась социальная надплеменная прослойка «азиатских скифов» античных источников, связанная родством с аристократическими домами различных кочевых объединений. Ее представители были потомственными профессиональными воинами2.
Здесь непременно стоит подчеркнуть слово «потомственными». Наследование места в евразийских военных корпорациях шло от отца к сыну. Будущие воины с детства проходили жесткую военную выучку и составляли особую касту, которая у индусов получила название «кшатрии», у славянских народов «русь» (изначально в значении «военная дружина»), у скандинавов — «викинги», а в Российской империи такой кастой являлись дворяне и позже казаки. Данные социальные страты не были замкнутыми и принимали в свои ряды людей различных языков и народностей.
Подобная организация была характерна не только для индоевропейского этнокультурного сообщества. К примеру, хорошо известно, что изначально термин «тюрк» являлся политонимом и обозначал государство созданное племенем ашина. В раннем и развитом Средневековье слово «тюрк» употреблялось как в значении «кочевник», так и «воин», и только впоследствии приобрело этническое и лингвистическое значение.
Необходимо заметить, что вышеприведенное мнение А.А. Туаллагова в отношении алан поддерживают ряд видных историков и археоло-
2 Туаялагов А.А. К вопросу о происхождении ранних алан // СПб
;Кишинсв : STRATUM plus, 1997.
гов: И.В. Сергацков3, А.О. Наглер и Л.А. Чипирова4, М.Б. Щукин5, А.В. Симоненко6 и Т.А. Габуев7.
Арии (аланы) не принадлежали только лишь и именно к индоиранскому обществу. В качестве примера приведем слова Джованни Мариньоли, епископа Базиньянского, совершившего в 1338-1353 гг. путешествие на Дальний Восток, в том числе и в Ханбалык (Пекин): «Каан (каган. - Авт.) очень любит и почитает нашу веру. И важные государи его империи (Юань. - Авт.), которых называют аланами и которые правят всеми восточными землями империи (а их более тридцати тысяч, этих аланов), христиане, как истинные, так и только по имени»8. Кого Мариньоли имеет в виду под «аланами»? Известно, что в его времена Китаем правила могольская (мэнгу, манхол) династия Юань. Мариньоли имеет в виду именно высший социальный слой китайского общества безотносительно к этнической и лингвистической принадлежности. Несколько ниже этого слоя по статусу находились т.н. «сэму» (выходцы из
3Проблема становления среднесарматской культуры// Доклад,
прочитанный на семинаре «История и культура сарматов», прове-
денном I марта 2005 г. Институтом археолог им РАН и НИИ архе-
ологии Нижнего Поволжья при Волгоградском госуниверситетс.
4 Наглер А.О., Чипирова Л.А. К вопросу о хозяйственных типах в
древних обществах // Античность и варварский мир. Орджони-
кидзе, 1985.
5 Щукин М.Б. Некоторые замечания к вопросу о хронологии
Зубовско-Воздвиженской группы и проблеме ранних алан //
Античная цивилизация и варварский мир (материалы 111 архе-
ологического семинара). Ч. I. Новочеркасск, 1992. С. 119-121.
Он же. На рубеже эр. Опыт историко-археологической рекон-
струкции политических событий 111 в. до н.э. - I в.н.э. в Вос-
точной и Центральной Европе). СПб., 1994. С. 208-209.
6 Симоненко А.В. Китайские и центральноазиатские элементы в
сарматской культуре Северного Причерноморья // НАВ. Вып. 6.
Волгоград, 2003.
7 Габуев Т.А. Аланы. Кто они? // Дарьял. 2000. №4.
8 После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в стра-
ны трех Индий / пер. Я.М. Света. М.: Наука, 1968. С. 196.
Средней и Передней Азии и пр.), а еще ниже - собственно ханьская знать9. С сообщением Мариньоли согласуется довольно любопытный факт. Архиепископ Болгарии Иаков10 (XIII в.) называл монгольского государя «правителем Ариев»". Речь, скорее всего, идет именно об аланах, чья общность первоначально была сформирована на территории Средней Азии, а затем распространила свое влияние до Северного Китая на восток и до пределов Европы на запад.
Таким образом, привязка ариев только лишь к индоиранцам вызывает определенное сомнение (не говоря уже о митаннийских ариях на Ближнем Восто-ке, которые «индоиранцами» никак не могли быть, во всяком случае территориально). Роль авестийских иведических ариев, которые пришли в Индию и Иран в виде военизированных группировок (и сложно судить, имели ли эти группировки еще и этнический характер), состояла в том, что они были завоевателями, а затем преобразовались в социальную надстройку над местным обществом, в которую со временемоказались включены и туземные влиятельные роды.
Почему авторы данной книги приняли название «арии» для носителей гаплогруппы Rla? Потому, что данная (впрочем, как и другие) гаплогруппа передается по мужской линии, а это важно, поскольку позволяет отследить не только перемещения индо-европейских этносов, но и перемещения военных корпораций, т.е. именно ариев. Последнее особенно
9 См. Чхао Чху Ченг. Распад Монгольской империи. Казань, 2008
10 Архиепископ Болгарии Иаков, автор речей и гимнов середины
XIII в., происходил из Пелопоннеса. Был монахом в Миополе,
затем ок. 1240 г. наследовал от Димитрия Хоматиана архиепи-
скопский трон в Охриде. В 1247 г. ушел на Афон, где был игу-
меном Великой Лавры св. Афанасия.
11 Бибиков М.В. BYZANTINOROSSICA: Свод византийских сви-
детельств о Руси. М., 2004. С. 290; Изд. : Mercati S.G. Iacobi
Bulgariae archiepiscopi opuscula// Collectanea byzantina. Bari,
1970. Vol. I. P. 66-113.
интересно для одного из авторов (Пензев К.А) кото-
рому импонируют теории Л.Н. Гумилева и интересу-
ет его «динлинская проблема».
Несомненно, что с уверенностью говорить о соци-
альных слоях (сословиях) и этносах следует, начиная
с Неолитической революции, когда появилось произ-
водящее хозяйство, торговля и общественная диффе-
ренциация. Между тем, другого автора (Клёсов А.А.)
интересует куда более глубокая ретроспектива, и ее
мы рассмотрим ниже.
Безусловно, можно было бы назвать нашу книгу
«Носители гаплогруппы Rla на просторах Евразии»,
но кому, собственно говоря, интересны какие-то «но-
сители»? Здесь стоит прислушаться к мнению из-
вестного английского историка Гордона Чайлда: «В
один прекрасный момент филологи могут заявить,
что термин «арии» является ненаучным. Конечно'
традиционно он распространяется только на индусов
и иранцев. Но какой термин должен быть применен
для условного обозначения языковых предков кель-
тов, тевтонов, римлян, греков и индусов, если словом
«арии» обозначать только индоиранцев? Безусловно,
термин «индоевропеец» в данном случае не совсем
удачен, и его даже нельзя считать научным, тем бо-
лее теперь, когда точно установлено, что санскрит не
является самым восточным форпостом индоевропей-
ской семьи языков. Термин «носители», предложен-
ный доктором Джайлсом, в определенном смысле
более точен, но он кажется таким неуклюжим, что
может вызвать усмешку. Вместе с тем термин «арий»
кажется емким и вполне привычным. Поэтому я пред-
лагаю и в дальнейшем употреблять его в привычном
нам смысле»12.
В терминах ДНК-генеалогии слово «арий» озна-
чает носителя гаплогруппы Rla, во всяком случае,
12CM.М.,Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации.М.,2005
в период, приблизительно с начала IV тыс. до н.э. и
вплоть до конца прошлой эры. Лингвисты называют
так носителей индоиранских языков, для социологов
этот термин может иметь свое значение, для антро-
пологов свое, но истину, очевидно, стоит искать где-
то на стыке всех этих сфер научного знания. Такое
разночтение абсолютно нормально для различных
научных разделов. К примеру, в микробиологии фер-
мент - это закваска, а в биохимии и химии - биока-
тализатор. Никто не делает из этого проблем. Поче-
му? Потому, что о терминах договариваются.
ДНК-генеалогия занимается исследованием родо-
вых отношений. Исследование родовых отношений
может помочь историкам в прояснении тех или иных
проблем. Мы не утверждаем, что ДНК-генеалогия
должна заменить лингвистику, антропологию, соци-
ологию и т.д. Упаси нас Господь от подобных суж-
дений. Мы говорим, что исследование родовых от-
ношений является очень перспективной отраслью
научного знания.
Каковы возможности ДНК-генеалогии?
ДНК-генеалогия может непосредственно атри-
бутировать археологические памятники и культуры,
причем это делается на двух уровнях - общим изуче-
нием ДНК-меток в современном населении на тех ме-
стах, и анализом ДНК непосредственно в ископаемых
костях. Первый подход создает общую канву возмож-
ной родовой принадлежности древнего населения,
получением датировок времен жизни общих предков
современного населения согласно их родовой (гапло-
группы) и племенной (субклады) принадлежности,
второй конкретизирует получаемые данные. Более
того, сопоставление гаплотипов современных и иско-
паемых ДНК, а именно картин мутаций в них, позво-
ляет подтверждать и уточнять датировки. Мы имеем
по сути аналогию с радиоуглеродными датировками
(хотя, как утверждает Е.Е. Кузьмина, «использование
дат андроновских памятников, полученных методом
С14, некорректно, ввиду их крайнего разброса),13 но
основанную на совершенно других принципах. Об
этом будет рассказано в данной книге.
При этом необходимо подчеркнуть, что ДНК-
генеалогия немыслима без данных истории, археоло-
гии и лингвистики. Выводы и интерпретации работ
по ДНК-генеалогии встраиваются в рамки этих наук,
и либо с ними в целом согласуются, дополняя и углу-
бляя их, либо противоречат, что не менее интерес-
но, поскольку ведут к пересмотру и уточнению либо
методологии ДНК-генеалогии, либо интерпретации
данных истории, археологии, лингвистики. Наука в
любом случае только выигрывает. При этом ДНК-
генеалогия вовсе не ориентируется на интерпретации
историков, археологов, лингвистов, она ориентирует-
ся на первичные экспериментальные данные, изме-
рения, наблюдения, поскольку интерпретации часто
ошибочны, зачастую не рассматривают альтернатив-
ные объяснения наблюдений и экспериментальных
фактов (артифактов). (В русскоязычной научной ли-
тературе для археологических и прочих находок за-
частую используется ошибочный термин «артефакт»,
что означает объект или явление, принимаемые за
настоящие, но на самом деле являющиеся продуктом
неучтенных ошибок. Реальные находки, обычно не-
сущие информацию о культурной деятельности че-
ловека (как в археологии), называются артифактами.)
Об этом - книга, которая перед вами. Она подроб-
но описывает картины миграций народов на просто-
рах Евразии в диапазоне III—I тыс. до н.э., полученные
13 Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная куль-
тура племен андроновской общности и происхождение индои-
ранцев. М. : Наука ; Вост. лит., 1994. С. 38.
на основе данных ДНК-генеалогии, но на этом далеко
не замыкается. Для понимания процессов этногене-
за, а точнее, родогенеза народов, истории составля-
ющих их родов со времен их возникновения десят-
ки тыс. л.н., рассматривается история человечества
со времен примерно 200 тыс. л.н., и показывается,
как динамика родообразования Homo sapiens, чело-
века разумного, привела к составу народонаселения
Евразии тысячелетия назад, прошла через времена
III- I тыс. до н.э., когда наиболее динамично проходи-
ло становление арийских народов на просторах Евра-
зии, и вплоть до настоящего времени.
Насколько авторам известно, это - первая книга
подобного рода. Она определенно встретит неодно-
значное восприятие историков и лингвистов. Неодно-
значное - потому что одни займут оборонительную,
или в лучшем случае осторожную, выжидательную
позицию, с оглядкой, как на это посмотрит академи-
ческое сообщество, другие с энтузиазмом воспримут
новые, интересные подходы, рассматривающие ма-
гериалы истории, археологии, языкознания под со-
вершенно новым углом, порой переворачивающим
современные представления - но не мнениями, а объ-
ективными данными, результатами прямых наблю-
дений, измерений, анализа картин мутаций в ДНК,
привязанных к конкретным народам, территориям,
временам.
Авторы надеются, что эта книга откроет новый,
продуктивный этап содружества между историками,
археологами, лингвистами, этнографами, и специали-
стами в ДНК-генеалогии, и привнесет новую науку
как часть методологии в перечисленные (и другие)
специальности.
Приведенный отрывок из книги как нельзя лучше объясняет суть и цели ДНК-генеалогии. Человек не ангажированый, не стремящийся очернить бездоказательно, внимательно прочитав введение в книгу, поймёт, что обвинения, которые выдвигают некоторые научные работники против новой науки, беспочвены и, более того, являются грязными инсинуациями.
Для тех, кто захочет разобраться самостоятельно в ДНК-генеалогии, книга будет отличным помощником.